Герман Борисович Дудченко | |||||||||||||||||||
Вы находитесь: Главная :: Рассказы :: Как отбирали таланты в древнем Китае? | |||||||||||||||||||
|
Хоу Юэлян
Как отбирали таланты в Древнем Китае?
С древности Китай является страной с обширной территорией и огромным населением. Много людей требуется для работы на всех уровнях большого управленческого аппарата. Как их отобрать? В разные исторические эпохи для этого использовались разные методы. Согласно принципам династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) избирались и принимали дела энергичные и способные представители императорского двора и высокопоставленные чиновники из числа талантливых граждан, рекомендованных руководствами на местах центральному правительству, которое их проверяло и подходящих вводило в должность. Во время династии Цзинь (265 - 420) методы изменились. Двор наделял правами Чжунчженов, государственных служащих в разных местах, чья задача состояла в том, чтобы отобрать талантливых представителей и разделить их на три класса - высший, средний и нижний, каждый с тремя уровнями. Двор присваивал им разные ранги согласно уровням. Такой была 9-уровневая система Чжунчженов. Эта система оказалась оправданной и полезной в начале своего применения. Успешно отбирались талантливые люди из низших общественных слоев. Но по прошествии времени появились недостатки , так как Чжунчжены были по большей части представители местной знати, которые непременно обращали внимание на потомков знатных людей и всегда высоко ценили семейную родословную, а не человеческие качества. Тогда ничем не выделяющиеся господские отпрыски могли быть приняты как служащие первого класса из-за своего благородного происхождения, в то же время обладатели талантов из бедноты всегда состояли в нижнем классе, несмотря на их неординарные способности. Из-за этого появилась совершенно несправедливая закономерность, когда высокие уровни были не для бедняков, а низшие - не для состоятельных господ. Это мешало прохождению в государственную службу эрудированных выдающихся личностей. Во время правления династии Суй (581 - 618) была отменена 9-уровневая система Чжунчженов и таланты отбирались через экзамен. При необходимости императорский двор устраивал всекитайский экзамен по определенным учебным предметам и из тех, кто его проходил, выбирал отличившихся на вступление в должность. Это стирало грань в семейном происхождении и создавало благоприятные условия эрудитам для раскрытия своего таланта. Для феодального общества это был прогресс. Такое продолжалось 1300 лет, экзамен был отменен только в начале ХХ века, в закат и падение династии Цин (1644 - 1911). Экзамен на вступление в государственные служащие высоко ценился правителями всех династий Китая. Он становился все более строгим и систематическим. В целом тогда экзамен устраивали по многим предметам каждый третий год. Одно время государство экзаменовало служащих по 90 учебным дисциплинам. А самым трудным считался экзамен на Чжинши. Каждый раз очень многие интеллектуалы принимали в нем участие, так как те, кому на экзамене сопутствовал успех, могли очень быстро повыситься в чине. Они были кандидатами в гражданские высокопоставленные лица. Кандидаты должны были пройти экзамен в три этапа. Первый - это провинциальный экзамен. Успешно сдавшие его получали титул Цзюжень. Цзюжени со всей страны должны были пройти столичный экзамен, а прошедшим его присваивался титул Гунши. Наконец, все Гунши должны были быть поэкзаменованы самим императором. Успешно прошедшие этот экзамен получали титул Чжинши. Каждый раз по итогам экзамена титула Чжинши удостаивались по меньшей мере несколько десятков, а иногда, до 300, кандидатов. Император сам определял первых трех Чжинши. Первый назывался Чжуанъюань, второй - Банъянь, третий - Таньхуа. Чжинши выделялись среди участников императорского экзамена, а Чжуаннъюани были самыми отборными из Чжинши. Чжуанъюань был полон славы, он шагал по улицам столицы, восседая верхом на коне, наслаждался празднеством, устроенным в его честь императором и принимал поздравления придворных. Однажды император даже женил его на своей дочери. Чжуанъюань в мгновенье ока становился высокопоставленной персоной. Возведение в ранг Чжанъюаня было желанием почти всех молодых интеллектуалов в феодальном обществе Китая. Исторические книги гласят, что в Китае всего было 599 Чжуанъюаней, 100 тысяч Чжинши и миллион Цзюженей. Кроме гражданского государство устраивало также военный экзамен, и в китайской истории было много военных Чжуанъюаней. Благодаря ему двор отобрал многих выдающихся командиров. Успешно прошедшие экзамен на уровне всей страны по большей части были настоящие интеллектуалы. К экзамену они готовились по много лет. Изучали классические сочинения конфуцианства, традиционную культуру Китая, знали теорию управления страной и были высоко образованы. Они проявляли намного большие способности в службе и играли важную роль в защите феодальной власти и управления государства. А кроме этого они вносили весомый вклад в наследие национальной культуры и развитие культурных традиций. В китайской истории многие выдающиеся поэты, писатели, историки, философы, реформаторы, политики и военные носили титул чжинши или чжуанъюаня. В эпоху династии Тан (618 - 907) применялась экзаменационная система, при которой сдающие экзамен непременно должны были сочинять поэмы. Для этого повсеместно изучалась поэзия. Вот почему на эпоху Тан приходится исключительный расцвет поэзии и появляется много выдающихся поэтов, которые оставили потомкам более 40 тыс. поэм. В свое время поэт Ван Вэй был чжуанъюанем. Он отличался необычайным талантом, способностями в написании поэм, картин и прозаических произведений. Говорят, что его картины поэтичны, а его поэмы прекрасны, как картины.
А над соснами яркая светит луна, Между скалами светлый струится исток
Это красочное описание соснового бора светлой ночью и живописной природы. Чжуанъюани, преодолевая экзамен по государственной службе, представляли собой и отдельное культурное явление. Изучение их биографий и заслуг дает ключ к познанию истории Китая и общественно-культурную жизнь в древности. Чжуанъюани были по большей части амбициозны в деле управления государством. Они хотели внести свой вклад в политику и литературу, чтобы быть известными для последующих поколений. Но их идеал и феодальная действительность были противоположны друг другу. Путь был всегда тернист для них. Ян Шэнь, чжуанъюань в середине XVI века, стремился оставить след в литературе, когда работал государственным служащим при дворе, но в итоге оказался несчастлив. Однажды он с честью призвал суверенного правителя к борьбе с феодальными нравами, что того привело в гнев. Поэтому Ян Шэнь получил упрек, во второй раз его подвергли истязаниям и лишили всякого жалованья. В конечном счете, оказался изгнан на 35 лет. Он был вынужден распрощаться с семьей и умер в далеком краю. На примере горя Ян Шэня отчетливо видны тирания и жестокость императоров и мрак феодального китайского общества. В тяжелых условиях жизни Ян Шэнь, однако, не унял своих политических амбиций. Он продолжал изучать и преобразовывать культурное наследие и написал более 100 книг. Он сделался знаменитым эрудитом своего времени. Экзамен на вступление в должность в древнем Китае имел большое влияние. Этот опыт изучался во всех западных странах. К сожалению, такой способ имел для своего времени недостаток: экзамен ограничивался конфуцианскими сочинениями, что мешало участникам изучать другие науки. Они читали исключительно конфуцианские труды, но не изучали естественные науки и поэтому были далеки от прогресса. Это не шло на пользу межкультурному обмену Китая с Западом. Другой недостаток экзамена заключался в том, что для него определялось число китайских иероглифов и грамматическая структура. Это существенно ограничивало мысли участников. Из-за этих недостатков экзаменационная система завершила свою историческую миссию в начале ХХ века.
| ||||||||||||||||||
|
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов |